Секрет Красоты

Шведское кино продолжает дарить нам минуты катарсиса. На сей раз оно подарит нам двадцать три секунды катарсиса. Кинокомпания Орифлейм хочет ещё раз поговорить о жизни. За фасадом малодинамичного и малоправдоподобного фантастического «боевичка» скрывается мир героинь Улицкой и Токаревой, говорящих спокойным и тихим голосом.

Сюжет прост — некая группа феминисток пытается вызнать некий «секрет красоты», для чего посылает агентессу в Центр Красоты. Там она встречает своих знакомых, после чего сдирает с себя плащ, стирает косметику и вливается в стройные ряды красивых людей.

Карьера против Я, Современные Технологии против Детства, Мода и Вкус — вечные соперники, Тёмный и Светлый ангелы за правым и левым плечом взрослого человека. Одетые в чёрное, умело использующие современные технологии и косметику, женщины (а по сути — Женщина, более того — Современная Женщина) стремятся постигнуть «секрет красоты». Зачем?...

Посмотрим на нашу героиню после того, как она «перевоплощается». Возможная карьеристка сменяется невозможной Идиоткой. С совершенно наивной улыбкой, прострацией в глазах и нежеланием воспринимать оставшуюся за пределами Центра Красоты действительность.

Широкие кожаные плащи, солнечные очки в квадратной оправе — это, ясное дело, отсылка к «Матрице». В целом фильм напоминает кусочек гениальной трилогии, вывернутой наизнанку. Возвращение в сладкий сон. Back to the Matrix. Что лучше — страдать, зная правду или наслаждаться ложью?

Шведы выбирают иллюзию. Но так ли прост «Секрет красоты»? Почти болезненный интерес умного к дураку особенно характерен для женщины. Все люди делятся на умных и дураков — такова природа. Каждый хочет попробовать, каково это — влезть в его шкуру. Каково быть дураком? Каково это — печься о глупостях, страдать из-за мелочей и улыбаться просто так, лишь бы не не улыбаться?

Эти люди для нас — в детстве. Но как разделить эти два стада, дураков и умных? Почему дурак ведёт себя умнее любого умного, а иной умный выглядит дураком без микроскопа? От рассуждений на тему «ложь» и «правда», от булевской логики глубинной зависти карьеристок к домохозяйкам мы переходим к глобальному — кто такой дурак?... Давайте, совершив оборот вокруг «Матрицы», перевернёмся — на сей раз вокруг того, что можно назвать стереотипом — и, как это ни банально, мы станем на ноги. Дурак лучше умного — эта истина старше Швеции во много раз.

Как ни странно, умному человеку будет приятно осознать это («Нет удовольствия больше, чем преодоление собственного несовершенства»). «Смотрите, и мой сосед Андрей тоже здесь!» — ну кто мог заподозрить, что он дурак? Они окружают нас. Они среди нас. Мы — это они. Дурак — не состояние ума. Не диагноз. Это умение не пропускать Матрицу внутрь себя, не зацикливаться на «настоящем» мире, а просто жить. Это — Секрет Красоты. О нём нам рассказывает «Антиматрикс» и «Критика эмпиреосолипсизма» современного кинематографа, новое воплощение древней легенды об Иване-дураке и ком-то-там-простаке. Шведские фильмы всегда были «не для всех», но на этот раз мы увидели нечто, заслуживающее всеобщего внимания.