Шведское кино продолжает дарить нам минуты катарсиса. На сей раз оно подарит нам двадцать три секунды катарсиса. Кинокомпания Орифлейм хочет ещё раз поговорить о жизни. За фасадом малодинамичного и малоправдоподобного фантастического «боевичка» скрывается мир героинь Улицкой и Токаревой, говорящих спокойным и тихим голосом. Сюжет прост некая группа феминисток пытается вызнать некий «секрет красоты», для чего посылает агентессу в Центр Красоты. Там она встречает своих знакомых, после чего сдирает с себя плащ, стирает косметику и вливается в стройные ряды красивых людей. Карьера против Я, Современные Технологии против Детства, Мода и Вкус вечные соперники, Тёмный и Светлый ангелы за правым и левым плечом взрослого человека. Одетые в чёрное, умело использующие современные технологии и косметику, женщины (а по сути Женщина, более того Современная Женщина) стремятся постигнуть «секрет красоты». Зачем?... Посмотрим на нашу героиню после того, как она «перевоплощается». Возможная карьеристка сменяется невозможной Идиоткой. С совершенно наивной улыбкой, прострацией в глазах и нежеланием воспринимать оставшуюся за пределами Центра Красоты действительность. Широкие кожаные плащи, солнечные очки в квадратной оправе это, ясное дело, отсылка к «Матрице». В целом фильм напоминает кусочек гениальной трилогии, вывернутой наизнанку. Возвращение в сладкий сон. Back to the Matrix. Что лучше страдать, зная правду или наслаждаться ложью? Шведы выбирают иллюзию. Но так ли прост «Секрет красоты»? Почти болезненный интерес умного к дураку особенно характерен для женщины. Все люди делятся на умных и дураков такова природа. Каждый хочет попробовать, каково это влезть в его шкуру. Каково быть дураком? Каково это печься о глупостях, страдать из-за мелочей и улыбаться просто так, лишь бы не не улыбаться? Эти люди для нас в детстве. Но как разделить эти два стада, дураков и умных? Почему дурак ведёт себя умнее любого умного, а иной умный выглядит дураком без микроскопа? От рассуждений на тему «ложь» и «правда», от булевской логики глубинной зависти карьеристок к домохозяйкам мы переходим к глобальному кто такой дурак?... Давайте, совершив оборот вокруг «Матрицы», перевернёмся на сей раз вокруг того, что можно назвать стереотипом и, как это ни банально, мы станем на ноги. Дурак лучше умного эта истина старше Швеции во много раз. Как ни странно, умному человеку будет приятно осознать это («Нет удовольствия больше, чем преодоление собственного несовершенства»). «Смотрите, и мой сосед Андрей тоже здесь!» ну кто мог заподозрить, что он дурак? Они окружают нас. Они среди нас. Мы это они. Дурак не состояние ума. Не диагноз. Это умение не пропускать Матрицу внутрь себя, не зацикливаться на «настоящем» мире, а просто жить. Это Секрет Красоты. О нём нам рассказывает «Антиматрикс» и «Критика эмпиреосолипсизма» современного кинематографа, новое воплощение древней легенды об Иване-дураке и ком-то-там-простаке. Шведские фильмы всегда были «не для всех», но на этот раз мы увидели нечто, заслуживающее всеобщего внимания. |